
В предыдущих частях публикации рассказано о том, что такое Национальная система профессиональных квалификаций (НСПК), профстандарт, каковы возможные негативные последствия их применения для работников. Кроме того, даны рекомендации профсоюзным организациям и рассмотрена тема независимой оценки квалификаций.
Продолжение. Начало в "Солидарности" №№ 37, 38, 39, 40, 41, 42, 2016
ДОПОЛНЕНИЯ К ТРУДОВОМУ КОДЕКСУ РФ
В связи с принятием Закона о независимой оценке квалификаций с 1 января 2017 года вступят в силу поправки к ТК РФ. В соответствии с новой редакцией ст. 196 ТК РФ работодатель будет наделен правом определять, есть ли необходимость направить работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд - наряду с подготовкой работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительным профессиональным образованием.
При этом направлять работников на прохождение независимой оценки квалификации возможно только с их письменного согласия, а также на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей, в том числе для направления работников на прохождение независимой оценки квалификации, должны определяться работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.
Законодатель в ст. 187 ТК РФ также установил, что с января 2017 года при направлении работодателем работника как на профобучение или дополнительное профобразование, так и на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профстандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (далее - независимая оценка квалификации), с отрывом от работы - за работником должно сохраняться его место (должность) и средняя зарплата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профобучение или дополнительное профобразование, а также на прохождение независимой оценки квалификации с отрывом от работы в другую местность, должны оплачиваться командировочные расходы в порядке и размерах, которые предусмотрены для направляемых в служебные командировки.
Второй частью ст. 187 предусмотрено, что при направлении работодателем работника на прохождение независимой оценки квалификации оплата прохождения такой оценки должна осуществляться за счет средств работодателя.
ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
Для работников правовые последствия введения независимой оценки квалификации могут быть следующими:
Во-первых. Прохождение оценки квалификации ни для работника, ни для иных лиц не является обязательным.
Во-вторых. Если гражданин не прошел оценку квалификации и не имеет сертификата, подтверждающего его квалификацию, от центра оценки квалификации, то это не является основанием для отказа в принятии такого гражданина на работу или для снижения ему зарплаты.
В-третьих. Если работодатель решил направить работников своей организации на прохождение оценки квалификации, то он должен составить перечень необходимых профессий и специальностей и направить его выборному органу первичной профсоюзной организации. А далее - учесть мнение выборного профоргана в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.
В-четвертых. Работодатель должен предложить условия и порядок направления на независимую оценку квалификации, которые необходимо закрепить в коллективном договоре, соглашении или трудовом договоре (точнее, в дополнительном соглашении к нему). Целесообразнее устанавливать данные условия и порядок колдоговором, чтобы профком первичной профсоюзной организации принимал участие в их согласовании.
В-пятых. Работник, которому работодатель предложил пройти независимую оценку квалификации, может отказаться от этого, но обязательно в письменном виде, как это указано в ст. 196 ТК РФ.
В-шестых. Отказ работника от прохождения независимой оценки квалификации не является основанием для увольнения, понижения в должности или снижения зарплаты. Подобные последствия для работника могут возникнуть, только если будет установлено, что он не соответствует занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной аттестацией, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Однако увольнение по данному основанию наступит только в том случае, если у работодателя нет вакансий или работы, соответствующей квалификации работника, а также нет нижестоящей вакантной должности или нижеоплачиваемой работы.
В-седьмых. Если работодатель направляет работника на прохождение независимой оценки квалификации с отрывом от работы, то за работником должно сохраняться его место (должность) и средняя зарплата по основному месту работы. Если работник для прохождения независимой оценки квалификации будет направлен в другую местность с отрывом от работы, то ему должна будет производиться оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для направляемых в служебные командировки.
В-восьмых. При направлении работодателем работника на прохождение независимой оценки квалификации оплата прохождения такой оценки должна осуществляться за счет средств работодателя.
Автор статьи - заместитель руководителя Департамента социально-трудовых отношений и соцпартнерства аппарата ФНПР |