Первичная профсоюзная организация

        АО "Мурманская ТЭЦ"

Главная » 2017 » Сентябрь » 4 » Про пенсионную реформу
10:53
Про пенсионную реформу

Центробанк и Минфин России с упорством, достойным лучшего применения, пытаются протолкнуть идею “автоподписки” на накопительную пенсию. Некоторое время назад они направили в правительство концепцию развития ИПК - индивидуального пенсионного капитала. Напомним читателям содержание данного детектива.

ОПЯТЬ - ПО ЧЕРНОМЫРДИНУ

Институт накопительной пенсии как одного из обязательных элементов пенсионного обеспечения был введен в 2001 году по совету Всемирного банка и МВФ. Идея была неплохой - дополнить государственное пенсионное обеспечение. Мол, это приведет к большей заинтересованности граждан показывать свои доходы и накапливать средства на будущую пенсию. (Ранее накопительная пенсия была добровольной и в основном развивалась в крупных компаниях за счет взносов работодателей.)

Но в 2013 году правительство решило заморозить перевод отчислений - 6% от фонда оплаты труда - на накопительную пенсию в негосударственные пенсионные фонды (НПФ). И получилось прямо по Черномырдину: “хотели лучше, а получилось как всегда”.

Реформаторы не продумали, казалось бы, простые вопросы. Как сохранить собираемые средства, если уровень инфляции тогда был более 16%? Как обеспечить высокую доходность, если финансовый рынок в России нестабильный и не развит по отношению к зарубежным (с которых советчики и “рисовали” свои предложения)? Кто будет отвечать, если деньги участников НПФ вдруг окажутся в офшорные зонах?

И совсем не интересовались реформаторы статистикой зарплат. А ведь даже мало-мальски грамотному человеку, освоившему математику в объеме средней школы, понятно, что накопить с нуля можно только этот самый ноль, а с одного рубля - какие-то копейки. Для нашего же рынка труда характерно значительное количество работников, получающих столь низкие зарплаты, что накопить с них на безбедную пенсию - ну никак нельзя. А еще реформаторы, заботясь непонятно о ком или о чем, одновременно снизили отчисления и на страховые государственные пенсии...

В итоге к 2013 году пришли к тому, что и должно было случиться. Во-первых, не стало хватать средств для выплаты государственных страховых пенсий. А во-вторых, обнаружилось, что некоторые НПФ денежки в офшоры все-таки завели, а выводить, видимо, не собирались. К тому же если в 2004 году было 296 НПФ, то к 2012-му это число уменьшилось до 139, а сейчас их и вообще не более 50!

Спохватились поздновато. Ну и давай в угаре ошибки исправлять! И опять - как всегда.

Первым делом заморозили перевод взносов в НПФ, чтобы поддержать возможность выплаты текущих пенсий. Сумма немаленькая - 240 млрд рублей! Вроде все правильно и даже благородно. Но как-то ушла на второй план малюсенькая проблемочка - 2024 года. Дело в том, что в 2024 году НПФ должны начать массовые выплаты пенсионерам, с зарплат которых деньги в эти самые НПФ и переводились. Смех смехом, а сегодня более 30 млн человек имеют счета в НПФ, и - хоп! Оцените способность финансовых властей к предвидению: “Где деньги, Зин?”

Реку, в 2013 году питавшую НПФ взносами, перекрыли, а насосную станцию оставили, и что она высасывать должна - непонятно. Я так понимаю, что прогнозировать последствия своих действий на 11 лет (с 2013 по 2024), уж не говорю про 23 года (с 2001 по 2024), финансовые власти не могут в принципе.

ОДИН ЦЕНТРОБАНК ЗНАЕТ

К этому факту надо добавить, что о сохранности средств, доверенных НПФ, и об ответственности учредителей НПФ финансовые капитаны задумались тоже “своевременно” - более чем через 20 лет после создания института негосударственных пенсионных фондов! Это ж надо было додуматься - сформировать НПФ как некоммерческие организации! Это ж надо было - снять с их учредителей всякую финансовую ответственность!

Но лучше поздно, чем никогда. ЦБ и Минфин внесли изменения в законодательство. Теперь НПФ - акционерная компания, и учредители несут ответственность за ее действия. Но нести эту ответственность они начали когда? С 2015 года. А что до того накопилось, один ЦБ знает! Хотя знает он многое. Если за крупные НПФ ему переживать особо не надо, то за средние - даже очень придется. И особенно за те, которые связаны с определенными видами бизнеса и только его и финансируют…

Вот и стали Минфин с ЦБ лихорадочно соображать, как дырки, возникшие из-за “стратегической” деятельности властей, к 2024 году залатать, а заодно и дырки, возникшие по причине бесконтрольной деятельности ряда НПФ. Уж очень не хочется ЦБ в 2024 году покрывать убытки НПФ за счет Агентства страхования вкладов, которое, по новому закону, страхует взносы в НПФ в размере отчислений от зарплаты. Агентству этому сейчас и так нелегко приходится - сколько банков приказало долго жить!

ЕСЛИ ПРИНУЖДАЮТ, ХОРОШЕГО НЕ ЖДИ

Осознав необходимость спасать все эти НПФ, Минфин и ЦБ на скорую руку скроили идею индивидуального пенсионного капитала. Мол, покосившееся здание негосударственного пенсионного страхования за счет взносов из зарплат работников и поправим. Зарплат граждан ведь не жалко. Идея-то грандиозная - обеспечить счастливую пенсионную жизнь.

И пошла плясать губерния! То на одном форуме рекламируют ИПК, то на другом… То в одной газете статейку тиснут о заботливости, то в другой…

Только вот незадача: если раньше отчисления в НПФ формировались из страховых взносов (считай, налогов), то сейчас они из зарплат пойти должны. А народ-то наш - тертый. Он, народ этот, наверняка не поверит в очередные обещания светлого будущего и платить из кармана собственного не захочет. Зашли в тупик реформаторы: как против воли народной этот народ осчастливить? И ничего, кроме автоподписки, не придумали.

Апологетов этой конструкции нашлось немало. Раз народ глуп и своего будущего счастья не разумеет, следовательно, надо народу помочь. А так как он, народ, неразумен, то обяжем его образумиться через закон - лишим права выбора.

В концепции реформы негосударственного пенсионного страхования, отправленной в правительство, Минфин и ЦБ предложили внести изменения в Гражданский кодекс. Смысл которых прост: если граждане работники не отказались от отчислений в НПФ, то это значит, что они согласны отдавать в НПФ от 1 до 6% от своей зарплаты! Но поскольку это довольно революционное изменение, то на всякий случай еще и вариант с изменением Трудового кодекса запасли. Мол, добавим в трудовой договор обязательство работника отчислять в выбранный работодателем НПФ часть зарплаты…

Не важно, что Гражданский кодекс стоит на постулате: совершенная сделка признается легитимной, если есть свободное волеизъявление сторон.

Не важно, что граждане должны быть проинформированы обо всех сторонах сделки. Например, о предполагаемой доходности, да и, наконец, о месте, где искать свои кровные… Не важно, что условия трудового договора касаются только выполнения трудовых функций и оплаты труда. Бумага - она все стерпит! А вот стерпит ли народ - это реформаторов не интересует.

Но у нас, на земле русской, испокон веков повелось: если принуждают, то ничего хорошего не жди. Значит, будут прятать доходы от Минфина и ЦБ. Значит, жди увеличения неформальной занятости.

И совсем ненормальной выглядит ситуация, когда ради светлого будущего омрачаться будет настоящее. Сократятся и без того невысокие доходы работников.

* * *

Слава богу, правительство вернуло концепцию ИПК авторам. На третий заход. Может, с третьего раза у них что-то путное и стратегически не бессмысленное получится, а люди не у разбитого корыта останутся.

Просмотров: 299 | Добавил: profcom | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]