На заседании Российской трехсторонней комиссии 7 октября, во Всемирный день действий за достойный труд, обсуждался не очень достойный, по мнению профстороны, бюджет на следующий год. Проект предусматривает сокращение некоторых социальных гарантий и заморозку индексации заработной платы госслужащим, а также индексации накопительной части пенсии. Одновременно с этим представители социального блока правительства снова заговорили об увеличении пенсионного возраста и даже представили конкретный план действий.
- За справедливую бюджетную политику! Нет произволу финансистов! – напомнила зампред ФНПР Нина Кузьмина коллегам по РТК лозунг Всемирного дня действий за достойный труд.
Заседание РТК проходило как раз в этот день, 7 октября, его даже перенесли на день. Хотя целью переноса такое календарное совпадение, скорее всего, не было. Дело в том, что на 7 октября было также назначено заседание бюджетной комиссии, которая должна разработать предложения к проекту главного финансового документа страны. Как впоследствии несколько раз настаивал министр труда Максим Топилин, чиновники сочли неправильным не ознакомить членов РТК с решениями бюджетной комиссии.
Потому и начало заседания затянулось более чем на полчаса: где-то в другом зале Дома правительства все еще обсуждали бюджет. Куратор РТК вице-премьер Ольга Голодец заняла свое пустующее «председательское» кресло еще через 20 минут, после нее явился министр труда, который сменил в президиуме ведшего до того заседание главу Роструда Всеволода Вуколова. За прошедшие полчаса страсти уже успели несколько накалиться. Но сначала соцпартнеры, конечно, поприветствовали аплодисментами День действий за достойный труд. А стало быть, и его лозунг за справедливую бюджетную политику, в чем у корреспондента «Солидарности» почти сразу возникли сомнения.
Думать, делать, говорить
Замминистра труда Андрей Пудов, вышедший к трибуне, огласил предложение министерства увеличить стаж, необходимый для получения страховой пенсии, с 15 до 20 лет. Сделать это предлагается поэтапно, в течение следующего десятилетия: первые четыре года прибавлять к стажу по 6 месяцев, а в последующем – по году. Для женщин этот переходный период увеличения пенсионного возраста закончится в 2027 году, для мужчин – в 2025-м.
В результате пенсионный возраст для мужчин и женщин сравняется и составит 65 лет (сейчас - 60 и 55 лет соответственно). Позже, правда, замминистра добавил, что точное время начала эксперимента с пенсионным возрастом назвать не может, и нужно приступать к этой работе только «после широкого общественного обсуждения». Но как это тогда согласуется с тем, что даты окончания «эксперимента» – 2025 и 2027 годы – уже названы?
- Кроме того, законопроектом увеличиваются требования к минимальной выслуге лет, которая дает право выхода на пенсию для государственных служащих, - продолжил Андрей Пудов и представил ту же схему, что описана выше. – Через десять лет федеральный государственный служащий, для того чтобы выйти на пенсию по выслуге лет, должен будет иметь минимальный стаж 20 лет в отличие от сегодняшних 15-ти.
Пока что планируется, что от нововведения будут спасены госслужащие регионального и муниципального уровня («мы решили начать с себя», пояснил Пудов), но впоследствии требования к стажу будут едиными для всех. Зато в представленном законопроекте уже упомянуты члены обеих палат Федерального собрания. Сейчас им устанавливается ежемесячная доплата к пенсии, размер которой зависит от того, сколько времени человек провел в своем кресле.
- Если сегодня для того, чтобы получить [пенсию] в размере свыше 55% [от зарплаты], нужен всего лишь один год, то мы это требование увеличиваем до пяти, - пояснил Андрей Пудов.
Вместо трех лет стажа, дающих парламентарию право на 75-процентную пенсию, предлагается установить пять лет; за высшее значение стажа, который гарантирует пенсию в 95% от утраченного заработка, предлагается принять десять лет. Иначе говоря, два депутатских срока. Интересно при этом, что в 2011 году, когда никакого кризиса в стране не было, предлагалось установить более жесткие рамки: до восьми лет, до двенадцати и выше. Тем не менее, предлагаемый ныне законопроект, подсчитали в Минтруде, будет иметь в 2016 году «финансово-экономический результат» в 622 млн рублей. То есть именно столько сможет сэкономить Пенсионный фонд России (ПФР).
О причинах изменений в отношении госслужащих Пудова спросил председатель профсоюза работников госучреждений и общественного обслуживания Николай Водянов:
- Условия труда у них стали легче?
- Нет, я бы не сказал, что легче, - ответил замминистра.
- Производительность труда стала ниже, - пришел ему на помощь Всеволод Вуколов и передал слово стороне работодателей.
Представитель стороны работодателей (а заодно член Общественного совета при Минтруде) Елена Феоктистова сказала, что они с коллегами «в основном не возражают» против предлагаемых мер. Но считают, что изменения «страхового» стажа можно было бы начать и с чиновников, состоящих на «высшей» гражданской службе.
У президента России Владимира Путина, который как раз в этот день отмечал свое 63-летие, должны были загореться уши. Кстати, логика в словах Феоктистовой есть: президент ведь уже отработал на высших государственных должностях как раз 15 лет. И если Феоктистова хочет застраховать его от выхода на страховую пенсию еще на пятилетие, то это как раз самое то.
- Что касается высших госдолжностей, то мне кажется, здесь будет не совсем корректно... - отреагировал замминистра труда. – В данном случае у нас идет речь обо всех тех, кто (...) отнес себя сознательно к лицам, которые работают на государственной службе.
Получается, что президент, по мнению Андрея Пудова, к таким сознательным лицам, может, и не относится.
Председатель Росхимпрофсоюза Александр Ситнов в это время старательно изучал что-то в своем телефоне. Как оказалось, он искал там аргументы, которыми мог бы подкрепить вопрос к представителю Минтруда. И нашел:
- Сегодня прошла встреча Дмитрия Анатольевича [Медведева] по итогам нулевого чтения проекта федерального бюджета. В 16:02 «Вести FM» передали слова Дмитрия Анатольевича: он не поддерживает увеличение пенсионного возраста. Вот стенограмма этой встречи на сайте Дмитрия Анатольевича. Если воля руководителя правительства – не поддерживать, то к чему тогда все эти исследования и так далее? И что касается президента - он тоже не поддерживает увеличение пенсионного возраста. Прокомментируйте, пожалуйста.
- Позвольте мне воздержаться от комментариев, - ответствовал Пудов. – Я скажу одно: данный законопроект подготовлен в соответствии с поручением правительства.
То есть на сайте премьера выложено то, что он говорит, но, возможно, не то, что думает.
Граждане и неграждане
И в бой бросился председатель Росуглепрофа Иван Мохначук. Заодно он припомнил и намерение Минтруда изменить ст. 153 ФЗ-122 (так называемая сохранная норма), которая гарантирует, что законы, ухудшающие положение льготников и пенсионеров, приниматься не могут. (Подробности в № 37, 2015.)
- Пять раз на моей памяти вы меня обманули с пенсионной реформой! - обратился к Пудову Мохначук. – Вы хотите, чтобы я верил дальше государству и правительству?
Между ними завязалась горячая дискуссия, в ходе которой чиновник «как юрист» убеждал оппонента: никто сохранную норму для определенных категорий граждан не трогает, а если тронет, то проиграет спор в Конституционном суде, а у Минфина «рука не поднимется». Помянутый к ночи «гуманный» Минфин (а было уже шесть вечера) вызвал смех в зале. Правда, короткий, потому что тут не очень-то до смеха, конечно. В какой-то момент подошедшая к тому времени Ольга Голодец попыталась успокоить оппонентов: «просто есть такое предложение», а спорить, дескать, не надо. Но Мохначук, конечно, не дал превратить РТК в «не место для дискуссий».
- Сегодня профсоюзная сторона рассмотрела законопроект, в названии которого есть словосочетание «увеличение пенсионного возраста». При этом мы неоднократно слышали заявления и президента, и премьера, и Ольги Юрьевны [Голодец], присутствующей здесь, о том, что никакого увеличения пенсионного возраста у нас сейчас не предвидится, - напомнила Нина Кузьмина. – И добро бы речь шла о стимулировании более позднего выхода на пенсию, потому что работать некому. Так нет же – у нас и для молодежи нет рабочих мест. И мы боимся, что эти 622 миллиона псевдоэкономии в 2016 году обернутся триллионами допрасходов из того же самого бюджета на лечение других социальных болезней. Профсоюзная сторона не поддерживает представленный законопроект в связи с тем, что он противоречит заявлениям политического руководства страны.
Реакция Ольги Юрьевны на речь зампреда ФНПР была чрезвычайно интересной. Вице-премьер сказала, что «никаких вопросов о повышении пенсионного возраста гражданам не предполагается». (Слово «гражданам» она выделила интонационно сама.) А «категория государственных служащих рассматривается отдельно». Ну, во-первых, приятно слышать, что вице-премьер рассматривает чиновников отдельно от граждан. Как, собственно, зачастую и сами граждане с чиновниками. А во-вторых, обратите внимание на то, как тщательно Ольга Голодец подобрала слова. Ведь по ее словам выходит, что от решений об увеличении пенсионного возраста мы не застрахованы: не предполагается не решений – это вопросов не предполагается. Может быть, со стороны тех самых граждан.
Выражения помягче, бюджет пожестче
Зато много вопросов вызвал бюджет на следующий год, который до начала заседания РТК (и отчасти – во время) обсуждала специальная комиссия, о чем говорилось выше. Проект бюджета представил РТК замминистра финансов Алексей Лавров. Причем у членов РТК на руках был один проект, а говорил замминистра уже по факту, о другом, с учетом пожеланий той самой бюджетной комиссии, которые были высказаны только что буквально за стенкой. В этом можно усмотреть определенное лукавство чиновников, поскольку остальным соцпартнерам нужно было реагировать на изменения с ходу и на слух. При этом окончательный вариант бюджета должен был быть принят уже на следующий день.
Так, «по сравнению с предыдущими корректировками на 2016 год» доходы государства сокращаются на 2,2 трлн рублей, сообщил представитель Минфина. При этом расходы сокращаются на 510 млрд рублей.
- Нам предстоит ответь на один простой вопрос: за счет каких источников мы дефицит будем финансировать? Резервный фонд на пределе, внутренние заимствования, мы считаем, тоже находятся на пределе, внешние рынки закрыты, возможности приватизации тоже ограничены.
В результате Минфин предлагает не индексировать зарплаты госслужащих, судей и военнослужащих, а также проиндексировать с 1 февраля страховые пенсии всего на 4%, а социальные пособия – на 6,4%. Еще одна мера, продвигаемая ведомством, – это заморозка индексации накопительной части пенсий в 2016 году. По словам Алексея Лаврова, это сэкономит для бюджета 342 млрд рублей, которые не надо будет перечислять в виде дотаций Пенсионному фонду.
Эти деньги предназначаются для некоего «антикризисного резерва». Из них же может быть произведена доиндексация пенсий по итогам первого полугодия. Размер этой второй индексации 2016 года будет определен по обстоятельствам. Вторую часть «резерва» могут составить 150 млрд рублей, не использованных бюджетами в текущем году.
Представитель профсоюза работников жизнеобеспечения обратил внимание Лаврова на то, что самое большое сокращение расходов – на 74% - предусмотрено проектом бюджета для сферы ЖКХ:
- Вы считаете, что в этой отрасли проблемы все решены? Вот сейчас начнется зимний период – как начнут котельные останавливаться, как начнут замерзать города! – предрек он.
Замминистра финансов успокоил собеседника тем, что речь идет о сокращении затрат именно федерального бюджета, а для сферы ЖКХ он существенным источником дохода и не является. И если посмотреть на все расходы на жилищно-коммунальное хозяйство, то их станет меньше в общей массе всего на 2%, указал чиновник.
Еще один член РТК от профсоюзов, который не представился, глядя в проект бюджета, перечислял: доходы - 13 трлн, расходы – 15,5 трлн, резервных фондов на начало 2016 года 8 трлн, на конец – 6 трлн. Из этих данных он сделал вывод о том, что все, в принципе, хорошо, и задал вопрос: зачем тогда нужно сокращение социальных расходов, «если еще 40% от расходов остается в резервных фондах»? Ответ Лаврова звучал странно: «Мы не говорим о сокращении социальных расходов». Оказывается, Минфин просто говорит об увеличении этих расходов «меньшими темпами».
- Сокращения никакого нет, - огорошил Лавров присутствующих, хотя, конечно, не всех. – Но если мы будем использовать резервные фонды такими же темпами, как сейчас, то через два-три года кончатся все резервы.
Таким образом, когда в резервах заканчиваются деньги, правительство проявляет упорное благоразумие. А когда их там много, столь же упорно не направляет средства на развитие, к примеру, отечественной промышленности.
- Сейчас очень сложно говорить о проекте будущего бюджета, даже о его основных параметрах, потому что сейчас перед нами совсем не те материалы, которые должны быть (вследствие заседания бюджетной комиссии. - П.О.), - дала заключение от профсоюзов Нина Кузьмина. – Но, примеряя все, что мы услышали, на шкуру рабочего человека, могу сказать: нам впору объявлять не технический, а реальный дефолт. Потому что наши зарплаты в лучшем случае не растут, реальные доходы сокращаются. С нас стригут несколько раз. Предлагаемый сегодня проект бюджета создан при абсолютном игнорировании требований профсоюзов.
- Правительство не обязано в полной мере решать на основании требований профсоюзов, - парировал исполнительный вице-президент РСПП Федор Прокопов и предложил переделать решение профсоюзной стороны, чтобы оно было «более корректным по отношению к стороне правительства».
Нина Кузьмина, будучи женщиной, может, и смягчит, хотя смысл от этого не поменяется. Но неужели кто-то всерьез верит в то, что станет мягче, например, Иван Мохначук? На месте партнеров ФНПР по РТК мы бы на это не надеялись. И это еще Михаила Шмакова на заседании не было...
***
На следующий день, 8 октября, правительство одобрило бюджет на 2016 год... |