
В начале года новый министр экономического развития Максим Орешкин заявил о необходимости борьбы с бедностью, поскольку бедность - один из главных факторов, сдерживающих экономический рост. Это “откровение” неудивительно, поскольку еще со времен классика английской экономической школы Джона Кейнса известно, что рост спроса (потребления) выступает детонатором для инвестиций и роста экономики. Но почему эта мысль только сейчас посетила руководителя Минэкономразвития? Вряд ли потому, что предшественники знали теорию хуже.
БЕДНОСТЬ - ПОРОК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
Простой анализ показывает, что других сдерживающих рост факторов-то и нет.
Во-первых, страны ОПЕК, Россия и Иран договорились об ограничении добычи нефти. А значит, даже при росте цен на нефть доходы от ее экспорта будут либо стабильны, либо расти крайне медленно. Не нарушать данную договоренность и сохранять темпы добычи можно только одним способом - стимулируя потребление нефтепродуктов внутри страны. Но для этого должны появиться основания, и прежде всего - внутренний спрос. Население должно больше покупать автомобилей и ездить на них. Транспортные компании должны получить дополнительные заказы на перевозку грузов.
Во-вторых, рост производства продовольствия, наблюдавшийся в прошлом году, тоже будет ограничиваться, если граждане не будут иметь возможности приобретать больше продуктов. Это же касается и фармацевтики. А внешние рынки для этой группы товаров либо ограничены, либо недоступны (за рубежом и своих лекарств предостаточно).
В-третьих, рост бедности требует от государства отвлечения большого количества ресурсов на социальную помощь, а значит, сокращает возможности инвестиций в науку, образование, здравоохранение и другие сектора экономики, которые стимулируют экономический рост.
В-четвертых, бедность, особенно бедность работающих граждан, - головная боль пенсионной системы. Небольшой фонд оплаты труда не позволяет обеспечить независимость ПФР от бюджетных трансфертов. По нашим расчетам, чтобы стабилизировать страховую пенсионную систему, медианная зарплата должна быть равна в России не меньше чем 50 тыс. рублей. А про накопительную пенсию для бедных вообще говорить смешно. Накопить на старость бедный по определению не может. Значит, возникают стратегические риски в будущем, когда выход на пенсию бедных приведет к дополнительным госрасходам на социальную помощь.
В-пятых, структура потребления бедных семей (свыше 50% дохода уходит на питание) не создает потребительского спроса на бытовую технику, автомобили, жилье, услуги (кроме, конечно же, коммунальных). А значит, инвесторам нет смысла вкладывать средства в строительство заводов в этих секторах.
Вот такие расклады. Но вот что удивляет: в своих размышлениях министр не считает необходимым заниматься выравниванием доходов населения. А это, извините, уже некоторые пробелы в знаниях экономической теории. Разве сверхдоходы небольшой группы населения и низкие доходы большей части - не вызов для экономики?
ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ В ЕВРОПЕ
Во всех странах одним из направлений борьбы с бедностью является перераспределение доходов через налоговую систему. Богатые отчисляют больше, бедные - меньше.
Возьмем в качестве примера нашего северного соседа Швецию. Годовой совокупный доход гражданина этой страны ниже 18,824 тыс. крон (1882,4 евро) вообще подоходным налогом не облагается. При годовом доходе до 443,3 тыс. крон платится муниципальный налог, ставки варьируются в зависимости от места проживания (муниципалитета) и обычно составляют 29 - 35% от брутто-зарплаты. Если годовой доход выше, до 629,2 тыс. крон, то гражданину придется заплатить еще и государственный налог - 20% от дохода свыше 443,3 тыс. крон. Ну, а если доход физического лица еще выше, то взимается дополнительный налог - 5% от суммы сверх 629,2 тыс. крон. При этом налоги на доходы от шоу-бизнеса доходят до 75%. А в доходах от работы по найму учтены не только зарплата или премия, но и разные компенсации и льготы натурального характера (автомобиль за счет компании, питание и т.д.).
В Британии свои правила взимания подоходного налога, но он тоже прогрессивный. Ставка подоходного налога при годовом доходе до 43 тыс. фунтов стерлингов - 20%. Если доход выше, то и ставка растет: на доход до 150 тыс. фунтов стерлингов в год - ставка 40%, на доход выше - 45%. При этом есть льгота по уплате подоходного налога - необлагаемый минимум, который равен 11 тыс. фунтов стерлингов годового дохода. Подоходным налогом может облагаться не только зарплата, но и некоторые материальные бонусы от работодателя: корпоративный автомобиль, медстраховка, предоставленное компанией топливо или жилье.
Во Франции подоходным налогом облагается не каждое физическое лицо, а семья в целом. Под семьей понимаются супруги и их дети, не достигшие 18 лет, а также дети моложе 21 года, не состоящие в браке, и дети-студенты моложе 25 лет.
Шкала ставок подоходного налога во Франции - прогрессивная, охватывает пять групп налогоплательщиков. В зависимости от группы и суммы годового дохода налог варьируется от 0 до 45%. При доходе до 5963 евро в год налог 0%; до 11 896 евро - 5,5%; до 26 420 евро - 14%; до 70 830 евро - 30%; до 150 000 евро - 41%; до 1 млн евро - 45%; при доходе свыше 1 млн евро в год налоговая ставка 75%. Налоговая база вычисляется для всей семьи: холостяки платят налогов в среднем больше, женатые - меньше. Семьи же с детьми платят налогов еще меньше - действует принцип: чем больше детей, тем меньше налогов. Такой подход еще и стимулирует семьи к рождению большего числа детей.
* * *
Вот как-то так действуют экономически развитые страны в рамках налоговой политики для достижения главного итога развития - поддержания потребительского спроса населения и борьбы с бедностью и неравенством. Стоит все-таки учиться реальной политике у партнеров, а не обходиться только своими доморощенными представлениями.
|